Основные этапы роста и развития ребенка приходятся на период школьной жизни — от 6 до 18 лет. Поэтому система организации образовательного процесса в учреждении образования имеет первостепенное значение для охраны здоровья детей, формирования здорового образа жизни.
Исследованиями ведущих гигиенистов установлено, что, даже принимая во внимание многофакторность воздействия на здоровье детей окружающей среды, вклад внутришкольных факторов в формирование «нездоровья» достаточно велик (21—27 %). Причем доля вклада за годы обучения существенно увеличивается: если в 3 классе вклад в дисперсию составляет 12,5 %, то к моменту завершения школы — 20,6 %. К основным неблагоприятным внутришкольным факторам относят:
• несоблюдение должного санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима;
• недостаток физической активности школьников;
• несоблюдение гигиенических требований к организации образовательного процесса;
• неудовлетворительная организация питания в школе;
• отсутствие индивидуального подхода к учащимся с учетом их психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья;
• недостаточный уровень гигиенической, физиологической и психологической грамотности педагогов;
• низкий, слабо формируемый школой уровень культуры здоровья учащихся.
Успешное функционирование учреждения образования с учетом сегодняшнего состояния здоровья детей невозможно без создания единого профилактического пространства, обеспеченного взаимодействием педагогов, психологов, медицинских работников, врачей-гигиенистов, учащихся и родителей, которые согласованно решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье, и принимают на себя ответственность за результаты. Обеспечить здоровьесбережение можно только комплексом профилактических мероприятий на всех этапах обучения, начиная с первого класса. Комплексное обеспечение здоровьесбережения предполагает совокупность педагогических, санитарно-гигиенических и медицинских мер, направленных на оптимизацию процесса обучения, охрану и оздоровление окружающей школьной среды, формирование здорового образа жизни.
САНИТАРНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА "ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ"