Уважаемые посетители сайта, приглашаем Вас посетить виртуальный музей Василишковской СШ
Предметы труда и предметы быта
<meta charset="utf-8" />Одним из занятий наших предков было гончарство. Гончарная посуда использовалась в основном для приготовления пищи, подачи ее на стол , иногда для засолки, квашения овощей. Незаменимым предметом домашней утвари являлись кувшины и збаны. Так любящие жены, матери приносили своим работникам, мужьям или сыновьям свежее молоко в кувшине, когда те пасли коров или овец. В них хранили, подавали на стол квас, и другие напитки.
А вот это маслобойка. Она использовалась для преобразования сливок или сметану в масло. Требовалось не малое количество времени, чтобы приготовить вкусное масло для всей семьи. маслобойка была предметом особой гордости ,потому что говорила о достатке в семье. Не зря о богатом человеке говорили, что у него борода масленая.
В каждом крестьянском доме были ступы. Делали их в основном из дерева. Они могли иметь различную высоту, форму и размер. Обычные ступы высотой 80 сантиметров, глубиной 50 сантиметров. Чтобы очистить зерно гречихи или овес от шелухи, чтобы из проса получилось пшено- для всего этого необходимо было иметь ступы. в нее засыпали зерно и толкли пестом. Толочь нужно было долго, а когда в ступе преобладала шелуха все это выносили на улицу, там шелуху уносило ветром. чистую крупу собирали в посуду, промывали водой и готовили кашу. Правильно приготовленная, вкусная каша- залог работоспособности всей семьи.
Плетение - одно из интереснейших занятий любого крестьянина. Изготовленная из бересты, плетеная из прутьев или соломы утварь всегда привлекала внимание гостья и служила надежным хранилищем запасов. Чего только не плели. Это и корзины различных размеров для сбора урожая, и лапти каждому члену семьи, и бочки . Жизнь крестьянина была основана , прежде всего, на трудолюбии, о чем говорят в нашей экспозиции предметы быта.
Народные промыслы
<meta charset="utf-8" />
Народное творчество-это часть нашей белорусской культуры. основным занятием женщин в долгие зимние вечера было ткачество.Но прежде, чем ткать, надо было изготовить нить. Основным сырьём для изготовления пряжи были лён и шерсть. Лён выращивали повсеместно. Сохой наши предки орали поле. Далее серпами жали лён, сновали снопы. Заготовленный лён “прочёсывали” специальными деревянными гребнямив и замачивали в водоёмах. В октябре месяце лён привозили домой и обрабатывали на тернице, отделяя волокна от кострицы. отсюда произошло и название месяца “кастрычнік”. Далее лён чесали с помощью щётки для чесания льна. Подготовка шерсти к прядению была менее трудоемкой, чем подготовка льна. После стрижки овец ножницами шерсть промывали, разбирали руками и чесали гребнем. Большой и малый гребни для чесания шерсти имели такую же форму, как и для чесания льна.
Орудиями для производства нити являлись веретено и прялка.Прялка представляла лопаткообразную стойку, вставлявшуюся в горизонтальную опору - донце. Лопасти прялок XIII-XV вв. имели простые строгие формы в виде прямоугольной или листовидной лопатки с несколькими дырками. Кудель пряжи прикрепляли к лопатке железными спицами или привязывали веревкой. Когда все было готово женщины садились левым боком к прялке, левой рукой вытягивали кудель, а правой брали веретено,наматывали на него кудель, вставляли веретено в пряслице (чтобы не ездило) и пряли. Тонкую и ровную пряжу умели прясть только настоящие рукодельницы. Девочек приучали к веретену уже с 5-ти лет. За день можно было напрясть от 60 до 100 метров нити. Когда на веретено больше уже нельзя было наматывать нить, его заменяли другим. Позже появился коловород- прялка, проводимая в движение с помощью педали и колеса. Это значительно облегчило труд женщин. Для перематывания ниток в мотки этнографически известно несколько устройств: развивилка, мотовило. Мотовило представляет крестовину до 70 см длины с развильями на концах, посаженных на круглые шипы. В центре крестовины имеется горизонтальная ось, которая покоится в двух стойках. На конце оси есть рукоятка для привода мотовила в круговое вращение.С началом Великого поста в избах ставили кросны-ручной ткацкий станок. Основной тип кросен включает в себя:ставни-деревянный каркас,навои-2 деревянных вала, ничельницы-сквозь них протягивали нити основы,рычаги для приведения ничельниц в движение. Для снования (подготовительного процесса тканья на горизонтальном стане), необходимо приспособление, называемое юрок. Это - цилиндрические палочки длиной около 10-12 см; у их концов, отступая на 5-10 мм, сделаны поперечные вырезы до половины диаметра юрка, а также на противоположных сторонах по отношению один к другому. С обеих торцов юрка есть отверстия, доходящие до вырезов. Нитка пропускается через отверстия, потом выходит на поверхность юрка, по винтовой линии делает полоборота и выходит в другое отверстие. Юрки применялись для того, чтобы нити при сновании не скрещивались, плавно ложились на вал и имели соответствующий натяг.
Ещё одним приспособлением для ткачества является челнок. Корпус челнока ладьевидной обтекаемой формы, около 200 мм длины. В середине имелся сквозной (полый) выем длиной около 100 мм и шириной 30 мм. В противоположных торцовых стенках выема есть гнезда для прутка - тонкой оси цевки, на которую наматывается нить утка. Цевку длиной около 90 мм и наружным диаметром 5-6 мм делали из тростника.Изготавливались разнообразные ткани для хозяйственных и других бытовых нужд,а также декоративные ткани:полотенца,скатерти,покрывала. Полотенца украшались как тканым,так и вышитым орнаментом. В тканых полотенцах преобладал геометрический узор,который создавался с помощью специальной техники и располагался в виду поперечных полос. Когда ткань была готова её нужно было гладить. Для этих целей использовали праник с валиком-предметы домашнего быта,которые в старину женщины использовали для глажки белья. Значительно облегчили труд женщин железные угольные утюги.
Белорусские кросны ― ручной ткацкий станок
На кроснах изготовляли разнообразные ткани: от грубой посконной или сукна до тончайших полотен для намиток (головного убора замужних женщин в Белоруссии), от простого холста до узорных тканей.
В Белоруссии основной тип кросен включает:
- «ставы» — деревянный каркас, на котором собирают конструкционно важные узлы станка;
- «навои» — 2 деревянных вала, на один из которых навивают нити основы, а на другой наматывают полотно (задний вал называется "навой", "навойя", "колода". На него наматывается основа и в процессе ткачества она, преврящаясь в ткань, перематывается на передний вал.
Передний носит названия "пришва", "грудница", "товарный вал". На него сматывается готовая ткань. В процессе ткачества валы фиксируются в определенном положении, держа в натяжении нити основы и готовую ткань);
- «ниты», или «ничальницы», — надетые рядами на 2 параллельных прутка (верхний и нижний) нитяные петли, сквозь которые протягивают нити основы (от количества нитов зависит узор ткани);
- «бёрда» — приспособление для прибивания уточной нити, состоящее из тонких узких пластинок наподобие гребешка с 2 спинками и вкладывающееся в «набилицы» (Обычно оно сделано из тонких деревянных щепочек, бывают и железные. Каждая щепочка носит название "зуб". От плотности, с которой расположены зубья в берде, зависит плотность ткани. Если зубья расположены редко 2-4 на один сантиметр, то это бердо для очень редкой ткани, а точнее для половика. Для ткани в берде в одном сантиметре располагается 6-9 зубьев, а для тонких тканей еще больше 30 зубьев составляют "пасму".);
- «поножи», «колёсца», «чепёлки» — рычаги и блоки для приведения в движение нитов. При нажатии па поножи, привязанные к ним ниты расходятся и образуют в основе зев, через который пробрасывают челнок с навитым на цевку утком.
ЧЕЛНОК — вид лодочки без дна. Внутри укладывалась палочка — прутик с цевками.
ЦЕВКИ — цилиндрические, выдолбленные внутри малиновые стержни. На них наматывались нитки для утка кросен. Цевки с нитью вставлялись в челнок и вращались на «прутке».
Великая Отечественная война в судьбе моих земляков
<meta charset="utf-8" />
Великая Отечественная война принесла народам Беларуси не только огромные жертвы на фронте. Тысячи мирных жителей унесла развязанная фашистами бойня.
В нашем школьном музее хранится письмо единственного выжившего заключённого еврейского гетто в Василишках Полячека Самуила Рубиновича, в котором он описывает те события. «На пятый и шестой день в Василишки вступили немецкие войска. В тот же день по доносу предателя полевая жандармерия немцев арестовала семерых известных и уважаемых жителей посёлка (в основном это были люди интеллектуального труда и общественные активисты, в частности). Среди них были бывший директор еврейской школы Штейн и его дочь и тут же их расстреляли. Через несколько дней расстреляли ещё двоих, потом ещё и ещё…
Вначале некоторое время в Василишках заправляли (в духе «нового порядка») несколько добровольцев-полицаев, а затем прислали немецких жандармов, и были созданы регулярная полицейская и административная управы. Начался невероятный террор. От этого террора страдало всё население посёлка и района (тогда Василишки были районным центром), но наиболее жестоким он был по отношению к евреям. В частности под угрозой смертной казни евреям запретили пользоваться своими огородами, велено было сдать безвозмездно всех коров, коз, лошадей, а с наступлением холодов фашисты отобрали всю меховую одежду, включая меховые воротники. Вскоре всё еврейское население было согнано в так называемое гетто. Гетто располагалось на небольшом участке посёлка: на части одной стороны улицы Советская, на улице Школьная и Кроньковская – и там было очень тесно. Например, в той комнате, где я жил, находились 23 человека. Каждый день население гетто с десятилетнего возраста выгонялось на принудительные работы. За работу ничего не платили. Общаться с другими людьми не евреями запрещалось. Каждый житель гетто должен был носить на груди и спине отличительные знаки – жёлтые шестиугольные звёзды величиной десять сантиметров. Был установлен паёк – 125 граммов хлеба в день на трудоспособного человека. Но вместо хлеба выдавали муку за вычетом так называемого припёка, и это составляло что-то немногим 100 граммов. Топлива не было, топили мебелью и чем попало. Выходить за пределы гетто, так же как и входить в него посторонним, категорически запрещалось. За ослушание – расстрел. Мы были наглухо изолированы от остального мира. Кроме того, немцы установили круговую поруку, то есть коллективную ответственность за провинность кого-нибудь, даже одного, из коллектива. Например, в каждой комнате висел список проживающих в ней лиц, заверенный подписью коменданта полиции и печатью. Среди ночи полиция и жандармы устраивали проверки. Если кого-нибудь не оказывалось в комнате или, наоборот, находили лишнего, убивали всех обитателей комнаты. Особенный страх наводила, как мы называли, «Буда» - крытая машина, - на которой самым неожиданным образом появлялись каратели из Острыны. Они врывались в гетто, окружали какой-нибудь дом и учиняли расправу над его обитателями. Однажды, например, под предлогом того, что во дворе было грязно, они вывели всех, кто жил в этом доме, на мусорку и там расстреляли. Помню, среди несчастных была семья Кушнеров. Так в голоде и холоде, тесноте и страхе прошла зима. Несмотря на трудные условия жизни, мы радовались приходу весны. И вот 8 мая, спозаранку, раздались разрозненные выстрелы. Выглянув в окно, мы увидели во дворе убитого соседа, чуть поодаль – ещё двоих. Таким образом, полицаи дали знать, что все жители гетто должны оставаться в домах. Стоило скрипнуть двери, как тут же раздавался выстрел; мелькнёт чьё-нибудь лицо в окне – выстрел. В каждом доме дежурили полицейские и следили за тем, чтобы никто не вышел из дому. С наступлением ночи фашисты стреляли по окнам и освещали гетто ракетами. Так мы оставались взаперти два дня, 8 и 9 мая. Страдали от жажды и духоты: ведь в комнате ютилось 23 человека! Утром 10 мая 1943 года в дверь начали ломиться немцы. С руганью и ударами прикладов людей сгоняли на Школьную улицу. Кругом валялось много трупов, стояли лужи крови. Ударами плёток и прикладов всех поставили на колени. Затем раздалась команда приготовить документы и посемейно выходить из гетто. На выходе стояли немец по фамилии Виндыш, бургомистр Василишек Шмигиро, некий чин из поселковой управы по фамилии Вашкевич, комендант полиции Ежевский и ещё какие-то лица. Когда наша семья, поравнявшись с ними, протянула документы, стража начала нас избивать и погнала налево по Советской улице. По обеим сторонам улицы стояли немцы с оружием на изготовку. На улице нас заставили лечь лицом вниз. На протяжении всего этого времени били по голове, спине, по чём попало. Спустя какое-то время немцы стали отсчитывать по 10-30 человек и гнать в сторону кладбища. Там людей раздевали, загоняли в яму и расстреливали. В этот день я потерял маму, брата, сестру, дедушку, бабушку, тётку, двух двоюродных братьев…»
В Василишках ещё живы люди, которые были свидетелями тех страшных событий. Мы записали их воспоминания.
Людей не стало, остались только вещи. Эти страницы, возможно, читали жители Василишковского гетто в свои последние дни. Стрелки этих часов остановились навсегда, как остановилось время для тех, кого фашисты расстреляли в годы Холокоста не только в Василишках, но и во многих других населённых пунктах. Перед вами книга Памяти деревни Пески Мостовского района, которую прислали из Нью-Йорка потомки выживших в годы Холокоста. Нельзя без содрогания смотреть на эти фотографии, свидетельствующие о зверствах фашистов.
И сегодня мы должны знать и помнить правду о тех событиях. Помнить, чтобы не повторилось.
Письмо бывшего узника гетто Самуила Полячека
<font color="#b22222" face="georgia, serif">Василишки вчера и сегодня</font>
<font color="#b22222" face="georgia, serif"></font>
<meta charset="utf-8" /> Первое упоминание о Василишках в летописях относятся к 15 веку. В 1499-1766 годах Василишки –староство в составе Виленского воеводства Речи Посполитой. В 1434 упоминается первый владелец Василишек Николай Некрос Бутвит. Старостами Василишек также были: Ян Стецкович, Ян Радзивил, Василий Львович Глинский, Станислав Кишка, Ян Щитович, Якуб Кранцевич, Павел Сапега. В 1415 году Василишки посещал Ягайло (был известен как король Владислав) . В 1489 году в Василишках по приказу польского короля Казимира Ягелончика был построен первый деревянный костёл св. Апостола Петра в 1655 году (он был разрушен).
В 1506 году Василишки впервые были названы «городом». В 1512 году в списке был записан под 23-м номером. 1 декабря 1518 в Бресте король Сигизмунд 1 Старый передал Василишки конюшенному и гродненскому ловчему Якубу Кранцевичу как залог за ссуду. Позже владельцами Василишек стали Сапеги, а затем роду Кишки. 10 апреля 1648 года король Владислав IY наделил Василишки Магдебурским правом. В 1659 года в Василишках состоялся семейник шляхты Лидского повета. А этим может похвастаться не каждое население.
Во время Северной войны 1700-1721 года польский король Станислав Лещинский в начале февраля 1706 года расположился в Василишках. В 1766 году Василишковское староство имел во владении Михаил Огинский ,он был последним старостой Василишек, так как в 1795 году Василишки вошли в состав Российской империи. Также в 1804 году было открыто переходское училище, а в 1860-е года действовало народное училище.
В 1866 году здесь было 244 двора и 1841 житель. Стояли костёл, церковь, синагога, волостное управление ,школа в которой училось 86 ребят, почтовая станция. Через Василишки проходил торговый путь из Бреста в Вильно, что благоприятствовало развитию села: тут было 42 лавки и 10 питейных домов, а каждое воскресенье шла ярмарка .
<font color="#b22222" face="georgia, serif">Достопримечательности Василишек</font>
<font color="#b22222" face="georgia, serif"></font>
Достопримечательностями аг. Василишки являются:
- <font color="#000080">Костёл св. Иоанна Крестителя</font>
- <font color="#000080">Бывшая синагога</font>
- <font color="#000080">Памятник "Землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны"</font>
- <font color="#000080">Бывший еврейский дом XIX в.</font>