Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Мероприятия

Дата: 23 марта 2019 в 11:02, Обновлено 12 мая 2022 в 09:48
Автор: Босько Е. С.

Открытие экспозиции, посвященной геноциду белорусскойго народа

Ко Дню Великой Победы в историческом музее Василишковской СШ открылась экспозиция, рассказывающая о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. На этом знаковом мероприятии присутствовали заместитель председателя Щучинского райисполкома Елена Васильевна Пасюта, председатель районного Совета депутатов Анна Станиславовна Хведюк, прокурор района Александр Владимирович Демидов, военный комиссар Владимир Евгеньевич Чайко, Тарчинский Павел Викторович, начальник отдела образования, спорта и туризма, Тюсина Татьяна Владиславовна, начальник отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи, Жуковский Василий Сергеевич, председатель совета ветеранов, Зубрицкая Тамара Ивановна, председатель Василишковского сельсовета.

К собравшимся обратилась директор Василишковской СШ Анжела СтаниславовнаТуревич:

-- В январе этого года Президент подписал Закон «О геноциде белорусского народа», направленный на предотвращение фальсификации событий и итогов Великой Отечественной войны. Именно с целью сохранения исторической правды в преддверии 80-летия со дня страшной трагедии – расстрела узников Василишковского гетто, произошедшей в мае 1942 года, -- открывается наша экспозиция. В Щучинском районе зверства фашистов и их пособников были наиболее страшными на территории Василишек. Их действия никогда не найдут оправдания в сердцах белорусов.

Руководитель школьного исторического музея Елена Ивановна Борисевич провела для участников мероприятия экскурсию.

-- Центральное место в нашей экспозиции занимает письмо бывшего узника Василишковского гетто Самуила Рубиновича Полячека, -- говорит Елена Ивановна. -- Оно является ярким подтверждением тех зверств, которые немецкие оккупанты совершали на нашей белорусской земле, осуществляя политику геноцида. В письме Самуил Полячек пишет: «На пятый или шестой день в Василишки вступили немецкие войска. В тот же день по доносу предателя полевая жандармерия немцев арестовала семерых известных и уважаемых жителей посёлка. Среди них были бывший директор еврейской школы Штейн и его дочь. Их тут же расстреляли. Через несколько дней расстреляли ещё двоих, потом ещё и ещё…». Некоторое время в Василишках заправляли несколько добровольцев-полицаев, а затем прислали немецких жандармов. Были созданы регулярная полицейская и административная управы. Начался невероятный террор мирного населения, особенно евреев. Под угрозой смертной казни им запретили пользоваться своими огородами, велено было сдать безвозмездно всех коров, коз, лошадей, а с наступлением холодов фашисты отобрали всю меховую одежду, включая меховые воротники. Вскоре всё еврейское население было согнано в гетто. Каждый день этих людей, начиная с десятилетнего возраста, выгоняли на принудительные работы. Жители гетто должны были носить на груди и спине отличительные знаки – жёлтые шестиугольные звёзды. Был установлен паёк – 125 граммов хлеба в день на трудоспособного человека. Выходить за пределы гетто, так же, как и входить в него посторонним, категорически запрещалось.

Утром 10 мая 1943 всех евреев василишковского гетто согнали на Школьную улицу и группами до 60 человек стали уводить на кладбище, находившееся на окраине поселка. Там уже заранее были вырыты ямы. Людей раздевали, а затем сталкивали в ямы и расстреливали. Зверства продолжались до вечера 11 мая. За два дня было убито 2159 человек. В Василишках ещё живы люди, которые были свидетелями тех страшных событий. Активисты исторического музея подробно записали их воспоминания. 

-- Людей не стало, сохранились только вещи, -- рассказывает Елена Ивановна Борисевич, указывая на экспонаты новой экспозиции. -- Эти страницы, возможно, читали жители василишковского гетто в свои последние дни. Стрелки этих часов остановились навсегда, как остановилось время для тех, кого фашисты расстреляли в годы Холокоста не только в Василишках, но и во многих других населённых пунктах.

В рамках проведенного расследования уголовного дела прокурор района Александр Владимирович Демидов передал в исторический музей Василишковской СШ важные материалы – копии уголовного дела коменданта Ежевского, которые пополнили новую экспозицию.

-- Фашисты и их пособники учинили на территории Беларуси бесчисленное количество военных преступлений, -- констатирует Александр Владимирович. – И мы не успакоимся, пока не расследуем каждое и не восстановим справедливость! Сегодня ещё живы очевидцы тех страшных событий, которые помогают пролить свет на истинное положение вещей. Будьте уверены, перед историей ответят все!

В историческом музее в торжественной обстановке учащимся Василишковской СШ, которым исполнилось 14 лет и которые уже получили паспорт, гости вручили памятные книги. В свою очередь ребята пообещали, что будут достойными памяти дедов и прадедов, которые отдали свои жизни за честь и независимость нашей Родины, и приложат все свои знания и усилия для того, чтобы родная Беларусь развивалась и процветала.

-- События тех далеких лет накладывают на нас огромную ответственность! – подытожила заместитель председателя Щучинского райисполкома Елена Васильевна Пасюта. -- Мы – потомки победителей, которые должны гордо нести звание гражданина Республики Беларусь. Долг каждого из нас – сохранить историческую память, сберечь и укрепить единство нашей Родины!

С Днем Победы поздравил всех присутствующих начальник отдела образования, спорта и туризма Тарчинский Павел Викторович!

Завершилось мероприятие зажжением свечи памяти и возложением цветов у братской могилы жертвам фашизма в сквере агрогородка Василишки.

ФОТОАЛЬБОМ - Открытие экспозиции, посвященной геноциду белорусскойго народа

Конкурс юных экскурсоводов

17 декабря в музее школы проведён ставший традиционным конкурс юных экскурсоводов. Уже третий год талантливые учащиеся доказывают, что готовы стать экскурсоводами и показывают, насколько они любят историю нашей малой родины. Следует заметить, что каждый год количество заинтересованных учащихся растёт. Победителями конкурса в 2019 году стали Шершень Валерия, учащаяся 8 "А" класса, и Вилькевич Евгений, учащийся 6 класса. Второе место поделили 2 творческие пары: Боровская Виолетта и Малмыго Валерия, а также Щерба Екатерина и Носаль Виктория. Третье место поделили Овсяник Николай, Кичко Юлия и Дерюга Светлана. Надеемся, что в следующем году конкурс завладеет ещё большей популярностью.

19.01.2020 Стало традиционным проведение для учащихся экскурсий в шестой школьный день.

Учащиеся 6 класса во время экскурсии "Не порвётся нить веков живая"

 

07.02.2020 прошла экскурсия для учащихся 3 "Б" класса. Ребята узнали о трагических страницах истории Великой Отечественной войны.

 

 

14.03.2020 Много нового и интересного узнали учащиеся во время интерактивной игры "История одного экспоната"

 

К 75-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков в музее открылась экспозиция "Дорогами войны". Своеобразие её заключается в том, что любой музейный предмет, представленный на ней, можно взять в руки, рассмотреть и даже примерить.

В ходе экскурсии посетители пробуют сложить письма солдатскими треугольниками, на собственном опыте убеждаются, насколько тяжела солдатская каска.

  

  

9 мая 2019 года Шершень Татьяна и Головач Сергей приняли участие в интерактивной площадке "Дорогами войны" 

                

26.10.2019 наш музей посетили учащиеся ГУО "УПК Орлевский детский сад - средняя школа".

 

Интерактивная игра «В школьном музее»

Пояснительная записка

         В настоящее время необходимо формировать интерес  к обрядам и обычаям наших предков. Сколько бы времени не проходило, культура народа, в которой опыт и душа народа, будет волновать человека. Прикоснуться к своему удивительному историческому прошлому учащиеся могут в школьном музее.  Члены Совета музея с  интересом готовят выставки и экспозиции, проводят экскурсии, новой формой их работы стало проведение интерактивных игр о быте и культурных традициях предков.

Узнавая о своем историческом прошлом, учащиеся приобщаются к культуре своего народа.

Мероприятие рассчитано на учащихся 5-6 классов. 

Тема: «Предметы быта белорусского народа».

Цель урока: познакомить учащихся с предметами быта наших предков, их назначением.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с крестьянским бытом, предметами обихода, кухонной утварью.
  2. Расширить знания учащихся о назначении предметов быта.
  3. Описать  историю старинных вещей.
  4. Развивать логическое мышление, образное восприятие истории нашего прошлого.
  5.  Воспитывать уважение к нашим предкам, их труду и быту, к народным ценностям, к родной земле.

      Место проведения: школьный исторический музей, актовый зал

      Оборудование: экспонаты школьного музея, интерактивная доска

           Этапы игры:

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово руководителя музея.

3. Экскурсия по экспозициям «Предметы быта» и «Народное творчество». 

4.  Практические задания

5.Интернет-игра «В школьном музее»       https://c.radikal.ru/c10/1903/d9/09b56c34df02.jpg

Ход игры

  1. Организационный момент.

 Ведущий: Многие предметы крестьянского труда и быта, с которыми мы сегодня познакомимся, ещё в начале XX века находились в каждодневном обиходе белорусского крестьянина и с самых малых лет хорошо были известны каждому ребёнку. А можете ли вы сегодня правильно назвать предметы нашей экспозиции и рассказать о том, как они использовались в старину? (ответы учащихся) Сегодня мы подробнее рассмотрим предметы быта и узнаем историю старинных вещей

2. Вступительное слово руководителя музея.

3. Экскурсия по экспозиции «Предметы быта русской старины».

Экскурсовод 1.

Прялка - предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки. Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считалось, будет пожар, или погибнут пчелы. Парень, написавший на прялке девушки свое имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку. Прядение занимала большую часть в году, длилось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. В последний день масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лён, плохой приметой считалось упасть с прялки во время катания.

Экскурсовод 2.

Корыто. Корыто известно с X века, об этом свидетельствуют археологические находки мест, где в земле хорошо сохраняется дерево. Использовали по-разному, как любую ёмкость: для сбора урожая яблок, капусты и т. д., для заготовки солений, для стирки, купания, для остуживания пива, сусла при пивоварении, в них месят хлеб и из них кормят скот и птицу (водопойное, кормовое корыто). В перевёрнутом виде использовали как большую крышку - корыто в хозяйстве пригождалось для всего и имело самое разнообразное назначение, а зимой крестьянские дети катались в них с горок, как в санках.

Валёк. Назначение некоторых «устройств» вызывают, по меньшей мере, недоумение у подрастающего поколения. Например, валёк. Многие, в том числе и я сама, знают о нем только по рассказам бабушек или мам. Существовали вальки как для стирки, так и для разглаживания белья (предки утюгов), могли быть самыми простыми, а могли быть украшенными замысловатой резьбой или росписью. В разных местах его называли по-разному: чаще всего валёк, колотушка, но еще   и пральник. Использовали валёк следующим образом: брали его за ручку и ударяли нижней поверхностью по кому мокрого белья, пока пластина валька не выбивала из него жидкость, и так повторяли до тех пор, пока белье не станет чистым.

Экскурсовод 3.

Рубель. В старину бытовал способ глажки с помощью рубеля и валька.

На ровно обструганную палку наматывали просушенное белье и прокатывали его по столешнице при помощи рифленой доски. Ребра этой плашки касались ткани, разминая и сглаживая морщины. В разных регионах  это гладильное орудие называлось «рубель», «пральник», «праник», «гранчак», «ребрак», «раскатка». Ткани тогда изготавливались вручную и были так грубы, что после стирки стояли колом. Обработка их рубелем не только удаляла складки, но и делала их мягче. Мастера-резчики украшали рубели причудливыми узорами.

         Гребень Гребень для чесания шерсти большего размера. Вообще для шерсти были чески – это на деревянной основе часто набитые гвозди небольшого размера. Такими ческами удобно было работать с шерстью, не только чесать, но и чистить её. Таким гребнем могли чесать и лен, который также использовали в ткачестве.

Экскурсовод 4.

Ступа и толкач (пест). Ступы были в каждом сельском доме, выдалбливались они из крепкого дерева: дуба, березы иногда осины, в основном это нижняя часть ствола без сучков, высота достигала 80 см, глубина – 50 см, диаметр - 40 см. Обязательное условие - ступа должна быть изначально из цельного куска дерева, а не из частей, склеить, скрепить хотя бы из двух деталей ее было нельзя: нагрузка велика, могли образоваться щели. Ступы были тяжелыми, массивными, устойчивыми. Необходимой принадлежностью ступы был пест. Изготавливался он до 100 см длины при диаметре около 7 см., для удобства пест делали с перехватом посередине. Казалось бы, чего проще сварить кашу, залил крупу молоком, поставил в печь, вот и все дела, да не тут то было. Семь потов сойдёт, пока крупу к варке приготовишь. В начале зёрна нужно освободить от оболочки - лузги (твёрдой шелухи). Для этих целей служила ступа с пестом. Домашняя ступа считалась не просто хозяйственной утварью. В частности, ей приписывали целительские свойства: в ступе пытались истолочь болезнь как у взрослых и детей, так и у домашней скотины.  

Экскурсовод 5.

Кувшин - глиняный сосуд для хранения и подачи молока на стол. Характерной особенностью его является высокое, довольно широкое горло, плавно переходящее в округлое тулово. Форма горла, его диаметр и высота рассчитаны на обхват рукой. Молоко в таком сосуде дольше сохраняет свою свежесть, а при прокисании дает толстый слой сметаны, который удобно снимать ложкой.  Кувшинами дорожили, старались обращаться с ними бережно и аккуратно.

Чугунок, он, как и кувшин, был незаменим в хозяйстве, но по весу он более тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. Небывалыми колдовскими способностями славился чугун. Сделанная из него посуда, по поверьям, приносила удачу. Чугунная посуда придавала своему хозяину новые силы и сохраняла старые. Вот ведь, поел человек из чугунка – у него тут же второе дыхание открылось. Так что, если хотите иметь отменное здоровье, доверьтесь опыту прадедов и готовьте еду в чугунных кастрюлях и сковородках. И удаль богатырская будет вам обеспечена. Женщины, готовя обед, приговаривали: «Чугун-чугунок мой, вари, печаль-тоска горькая, пропади…»

Экскурсовод 6.

         Лопата. Это плоская деревянная лопата с длинной ручкой. На нее клали приготовленный для выпечки хлеб, чтобы поместить на под, в печь. А так как хлеб считался особой ценностью, все предметы, с которыми он соприкасался, непременно обозначались этим словом: хлебный нож, хлебница, хлебная лопата. Хлебная лопата вместе с ухватами стояла у печи, и ее, как и ухват, обычно не полагалось выносить из дома. Хлебная лопата, которая постоянно соприкасается с огнем, обладающим очистительной и омолаживающей силой, конечно же, не могла не стать магическим орудием. Так, ее использовали в борьбе с небесной водой – дождем и градом. При приближении градовой тучи хлебную лопату выносили из дома, а иногда просто выбрасывали во двор. Использовали лопату при лечении больных. Их сажали или клали на лопату и на какое-то время помещали в протопленную печь. Больного как бы заново «пекли», «перепекали», наделяли новой долей, благами, способностями, которые так необходимы человеку.

Рогач (ухват) - приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Им захватывали и ставили в русскую печь чугунки и горшки. Под каждый размер чугунка был свой ухват. С ухватом имели дело, как правило, только женщины, так как приготовление пищи, да и вообще все, что связано с печкой, было женской заботой. Он считался печным инвентарем и всегда был под рукой у хозяйки, в случае незваных гостей ухват мог применяться и в качестве оружия. Про ухват загадывали загадки: «Рогат да не бык, хватает да не сыт, людям отдает, а сам на отдых идет»; «Кривой бельмес под горшок залез». Некоторые чугуны были в объеме до 2-х ведер, женщина что бы поднять такой чугунок в печку на ухвате должна обладать хорошей физической силой.

Цеп - ручное орудие для обмолота (отделения зерна от колосьев). Обычно состоит из двух (реже - нескольких) подвижно связанных концами палок: более длинная (до 2 м) рукоятка и более короткая (до 0,8 м) рабочая часть, ударяющая по злакам. Рукоятка называлась держалом, держалкою, кадцеей, цеповищем, цепником, а связь между рукояткой и рабочей частью  - привзой  и изготавливалась из сыромятной кожи. Рабочая часть - палка, ударяющая по злакам - имела названия боёк или молотило.

Экскурсовод 7.

Скатерть.  Покрывался стол скатертью. В крестьянской избе скатерти изготавливали из домотканины как простого полотняного переплетения. Используемые повседневно скатерти сшивали из двух полотнищ, как правило, с клеточным узором или просто грубого холста. Такой скатертью накрывали стол во время обеда, а после еды покрывали ею хлеб, оставляемый на столе. Праздничные скатерти отличались лучшим качеством полотна, такими дополнительными деталями как кисти, кружево или бахрома по периметру, а также узором на ткани.

       Рушником называют полотенце, это полотнище белой ткани домашнего или реже фабричного производства, отделанное вышивкой, тканым цветным узором, лентами, кружевом, тесьмой, бахромой. Само слово «рушник» объясняют по-разному. Одни исследователи возводят его к слову «руки» - то есть, ткань, которой вытирают руки. В других исторических источниках рушник» означает «кусок полотна», от слова «рушить» - отрезать, отрывать, «от-рушить». Таким образом, речь идёт об отрезе ткани, имеющем гораздо больше функций и назначений, нежели простое вытирание рук.

На большие ежегодные праздники ткались и вышивались особые рушники. Например,  Пасхальные рушники предназначаются для выпеченных хлебов, куличей и схожи с хлебосольными, но отличаются орнаментом - на них часто присутствуют аббревиатуры ХВ (Христос воскрес).

 Божником называли рушник, обрамляющий изображения богов– иконы. Такие рушники можно и сейчас встретить в домах пожилых людей, в красном углу - месте, где располагаются иконы.

При рождении ребёнка ранее использовали рушник родильный, а на крестины вышивали рушники крестильные, на котором несли ребёнка в храм и утирали после окунания в купель. Крестильный рушник вышивала крёстная мать, на нём не должно было быть чёрного цвета.

Ещё один важный вид рушника - рушник хлебосольный. На нём подавали хлеб-соль гостям, он украшал свадебный стол перед женихом и невестой.

Самый главный свадебный рушник сейчас носит название «венчальный», на нём стоят молодые в церкви, а так же жениха и невесту ставили рядом и связывали рушниками.

4. Задание по карточкам.

Руководитель музея: ребята, вы знаете о процессе изготовления ткани. Попробуйте установить очерёдность в работе  для изготовления рушника.

          Задание на карточке: расположите в порядке очередности

вышивали

ткали холст

выдернули лён с корнем

пряли нитки

сделали полотенце

отмочили в речке и высушили на лугу

посеяли льняное семя

вытрепали лён

 Проверка, вывод.

  1.  Загадки.

1.Две галочки сидят на одной палочке. (ведра на коромысле)

2.Доска ребристая

Очень голосистая!

Палкой водим – ну и ну!

Так играли в старину. (рубель)

     3. Что в избе за коровьи рога? (ухват)

     4. Книзу узок, верх широк,

Не кастрюля … (чугунок)

5.Прячет бабушка там вещи

сапоги, кафтан, сюртук..

Вы мне дружно все скажите

Этот шкаф зовут ...(сундук).

       6. Стригли, щипали, а после чесали,

      Чисто, пушисто – к доске привязали! (прялка)

  1. Интернет-игра

Учащимся необходимо соотнести названия музейных предметов с их изображением

Игра проводится с использованием интерактивной доски

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.