Памятка по безопасному поведению для несовершеннослетних
СЛЕДУЙ ПРИНЦИПАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Предвидеть опасность!
По возможности избегать ее!
При необходимости - действовать!
1. ЕСЛИ ТЫ НАХОДИШЬСЯ НА УЛИЦЕ
- Избегай прогулок в одиночестве в вечернее время и в малолюдных местах. Если тебя спрашивают, как найти улицу, объясни, как дойти, но, ни в коем случае не провожай. Если тебя пытаются уговорить, отвечай, что тебе нужно предупредить родителей, рассказать им, куда и с кем отправляешься.
- Возвращаясь домой в вечернее время, сними все украшения, спрячь сумочку под одежду.
- Для передвижения выбирай оживленные и хорошо освещенные улицы.
- Постарайся идти рядом с семейной парой, пожилыми людьми, военными.
- Избегай кратчайших путей (через парк, пустую автостоянку, спортивные площадки и пустыри).
- Держи определенную дистанцию с людьми, проходя мимо подъездов и подворотен.
- Обходи незнакомые компании и пьяных людей.
- Если видишь тормозящую машину, отойди от нее как можно дальше.
- Иди по тротуару со стороны встречного движения, тогда машина не сможет подъехать сзади.
- В случае нападения беги к зданию с вывеской «МАГАЗИН», «ПОЛИЦИЯ», «ВОКЗАЛ», «АПТЕКА», где может быть охрана или кнопка экстренного вызова полиции.
2. ЕСЛИ ТЫ НАХОДИШЬСЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ
- В пустом или незаполненном автобусе садись ближе к водителю.
- Не засыпай и не отвлекайся во время движения, держись за поручни,
- Если нет свободных сидячих мест, стой в центральном проходе, стой лицом в сторону движения или вполоборота.
- Не стой около дверей, не высовывайся из окон во время движения.
- Не оставляй свои вещи без присмотра.
- Не храни деньги и ценные вещи в заднем кармане брюк, сумку придерживай рукой.
- Садись и выходи из транспортного средства только после его полной остановки. Выходи первым или подожди, пока схлынет толпа.
- После выхода из салона подожди, пока автобус отъедет, а потом переходи улицу.
- Стоящий автобус или троллейбус обходи сзади, трамвай - спереди.
3. ЕСЛИ ТЫ НАХОДИШЬСЯ В МЕСТАХ МАССОВОГО ПРЕБЫВАНИЯ ЛЮДЕЙ
- Если толпа увлекла тебя, застегнись, спрячь под одежду выдающиеся концы шарфа, платка, громоздкие вещи - рюкзак, сумку - лучше выбросить.
- Чтобы не упасть, следуй по направлению движения толпы, старайся быть в ее центре.
- Держись подальше от стеклянных витрин, стен зданий, деревьев,
- Чтобы защитить себя от сдавливания, прижми согнутые в локтях руки к туловищу.
- При падении постарайся подняться быстро: встань на четвереньки, выстави вперед опорную ногу, резко поднимись.
- Если подняться не удается, подтяни согнутые в коленях ноги к животу, пригни голову и закрой ее согнутыми в локтях руками.
4. ЕСЛИ ТЫ НАХОДИШЬСЯ НА КОНЦЕРТЕ, СТАДИОНЕ
- Наибольшая давка бывает перед сценой, так как все стремятся вперед.
- Не вставай между динамиками, так как максимальный уровень звучания делает восприятие музыки невозможным и притупляет чувства.
- Не занимай месть в углах зала, близко к стене или перегородкам между секторами, велика вероятность быть раздавленным.
- В ожидании входа в театр или на стадион не приближайся к стеклянным дверям или ограждениям, к которым тебя могут прижать.
- Если толпа побежала, постарайся избежать главной опасности - падения, встать будет почти невозможно.
5. ЕСЛИ ТЫ В ОБЩЕСТВЕ ЧУЖИХ ЛЮДЕЙ
- Будь осторожен при знакомствах, не соглашайся идти в гости к незнакомцам, не вступай с ними в разговор.
- Если незнакомец предлагает тебе посмотреть что-то или помочь донести сумку, обещая заплатить, отвечай «Нет!»
- Не показывай посторонним людям наличие у тебя денег и ценных предметов.
- Избегай большого скопления людей - толпы, очереди.
- Не рассказывай о себе, о своих планах, о своей семье посторонним.
- Не давай свой мобильный телефон незнакомым или малознакомым людям.
- Умей сказать нет, если тебе предлагают совершить недостойный поступок, уговаривают попробовать алкоголь, наркотики.
6. ЕСЛИ ТЫ ОДИН ДОМА
- Если звонят по телефону, не говори, что ты дома один и никого долго не будет. Если звонят в дверь и настойчиво просят открыть, не делай этого, даже если незнакомец представился полицейским.
- Ни с кем не вступай в разговоры через дверь.
- Помни, что ребенок не может расписываться ни в каких документах, это должны делать только взрослые.
- Прежде чем открыть дверь, посмотри в глазок, нет ли за дверью посторонних.
- Если тебе не видно, но ты слышишь голоса, подожди, пока люди не уйдут с площадки.
- Уходя из дома, не забудь закрыть дверь на ключ.
- Если ты вышел из квартиры и увидел подозрительных людей, вернись немедленно обратно.
7. ЕСЛИ ТЫ НАХОДИШЬСЯ В ПОДЪЕЗДЕ, В ЛИФТЕ
- Не входи с незнакомыми людьми в подъезд.
- Если в подъезде находится незнакомый человек, сразу же выйди на улицу и подожди, когда в подъезд войдет кто-то из знакомых тебе взрослых.
- Если на лестничной площадке нет света, позвони по домофону или телефону, чтобы тебя встретили.
- Не открывай ключом входную дверь, если радом находятся посторонние люди.
- Не посматривай почту около ящика, сделай это дома.
- Не входи в кабину лифта с незнакомыми людьми.
- Если незнакомец предлагает тебе подняться на лифте, откажись, сославшись, что ты еще задержишься или живешь на втором этаже и пойдешь пешком по лестнице.
- Если случилось, что приходится подниматься в лифте с незнакомым, повернись к нему лицом и встань около двери.
8. ЕСЛИ ТЫ ОБЩАЕШЬСЯ ПО ТЕЛЕФОНУ
- Поднимая трубку, не называй своего имени или имени звонящего.
- Никогда не говори, что ты дома один.
- Если просят назвать адрес или сказать когда придут родители, не отвечай, попроси перезвонить позже.
- Договариваясь о встрече с друзьями, назначай ее на время, когда в квартире будет еще кто-то, кроме тебя.
- Если тебя пытаются втянуть в непристойный разговор, положи трубку и обязательно сообщи родителям.
Ответственность за хранение и распространение наркотических средств
Если употребление наркотиков, в том числе синтетических влечет в первую очередь вред здоровью, возможно постановку на учет к врачу-наркологу, соответствующее лечение и т.п., то факты наличия у гражданина наркотического вещества или его реализации – влекут уголовную ответственность.
Статья 328 Уголовного Кодекса Республики Беларусь «Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов».
1. Незаконные без цели сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов - наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет илилишением свободы на срок от двух до пяти лет.
2. В случае, если преследовалась цель получить деньги в обмен на наркотик, ответственность предусмотрена более строгая: незаконные с целью сбытаизготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка либо незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов - наказывается лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с конфискацией имущества или без конфискации.
3. Действия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные группой лиц, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей статьей,статьями 327, 329 или 331 Уголовного Кодекса, либо в отношении наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов в крупном размере, либо в отношении особо опасных наркотических средств, психотропных веществ, либо сбыт наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов на территории учреждения образования, организации здравоохранения, воинской части, исправительного учреждения, арестного дома, в местах содержания под стражей или в месте проведения массовых мероприятий - наказываются лишением свободы на срок от восьми до тринадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации.
4. Действия, предусмотренные частями второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой, - наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации.
(Справка: Преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено двумя или более лицами, предварительно объединившимися в управляемую устойчивую группу для совместной преступной деятельности)
Примечание. Уголовным Кодексом предусмотрено, что лицо, добровольно сдавшее наркотические средства, психотропные вещества, их прекурсоры или аналоги и активно способствовавшее выявлению или пресечению преступления, связанного с незаконным оборотом этих средств, веществ, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление.
Консультация для учащихся «Как не остаться одному или как избежать одиночества?»
Не ищи друзей, а создавай их
Ты можешь потратить годы на поиски идеального друга, который будет тебе подходить по всем фронтам. А можешь просто приглядеться к окружающим, выбрать человека и постараться максимально часто общаться с ним. Потому что в начале любой дружбы важны два фактора: взаимная симпатия и частые встречи. Дружба, как и другие отношения, требует вложения. Как только ты поймешь, что готова вкладываться, то обнаружишь, что родственных душ вокруг стало больше.
Но не стоит навязываться и общаться с неприятными людьми, только бы не быть одной – ты достойна лучшего.
Получай удовольствие от общения с собой
Многие люди жаждут общения по одной простой причине: они боятся остаться с собой наедине. В шумной компании они чувствуют себя счастливыми, но, как только дверь за гостями закрывается, они опустошены. Если ты замечаешь эту черту, срочно начинай работать над коммуникацией с самой собой.
Найди занятие, которое подходит тебе и которое ты можешь выполнять в одиночестве – будь то вязание крючком или бег – и регулярно им занимайся.
Вскоре ты поймешь, как тебе хорошо с самой собой.
Общайся с незнакомыми людьми
Не стесняйся обмениваться фразами с кассиром в магазине около дома, обсуждать погоду с соседом в лифте или поговорить с кем-то, пока ждешь автобус на остановке. Эти короткие коммуникации не требуют от тебя эмоционального вложения, но создают ощущение, что ты – часть социума. И, конечно, так ты тренируешь свои навыки общения. Так что это – беспроигрышный вариант!
Работай над внешней и внутренней коммуникацией
Чтобы внешняя коммуникация складывалась удачно, найди друзей по интересам. Например, если ты занимаешься спортом, запишись в соответствующий спортивный кружок. В среде единомышленников, которые разделяют твои увлечения и имеют похожие планы на будущее, тебе будет проще выстраивать коммуникацию.
А под работой над внутренней коммуникацией подразумевается изучение своего чувства одиночества. Анализируй, когда и в какой момент оно впервые появилось, какие эмоции оно тебе дает, когда оно пропадает… Обязательно запиши эти мысли, тогда тебе будет проще понимать источник пустоты в сердце.
Примени «пушистую» терапию
Животные дают человеку множество положительных эмоций – не зря их называют четвероногими друзьями. Они помогают эффективно бороться с одиночеством, потому что благодаря им в организме повышается уровень гормона окситоцина. Так что уделяй больше времени своему питомцу, а если у тебя его нет – посещай приюты. А еще лучше – запишись в волонтеры. Доказано: это работает!
Общайся с семьей
Общение с родственниками складывается не всегда самым позитивным образом, но все же они – твои самые близкие люди. Проблема отцов и детей существовала всегда (привет, Иван Сергеевич), но то, как ситуация сложится в твоем случае, зависит от тебя. Конечно, можно пустить все на самотек, сказав, что предки ничего не понимают. Но лучше понять глубинные мотивы, что именно ты хочешь от них, а что – они от тебя.
Поверь, их забота и внимание – самый лучший стимул. Кстати, под поддержкой семьи имеется в виду не только общение с родителями. Попробуй регулярно общаться с бабушками-дедушками (можно с братьями, дядями – с ком угодно), и ты почувствуешь себя лучше. Почему? Информация о своем роде, семье дает ключ к пониманию своего происхождения, своего места в мире.
А еще ты с удивлением узнаешь, что они переживали когда-то то же, что и ты сейчас, и их судьбы складывались совершенно удивительным образом.
Принимай себя
Очень часто люди занимаются самобичеванием. Особенно это касается интровертов, которые упрекают себя в том, что не отличаются чрезмерной общительностью. Это в корне неправильно! Нужно принимать себя такой, какая ты есть – разумеется, если речь идет не о недостатках, которые мешают тебе жить. А когда примешь ты сама, то обязательно найдутся люди, которые полюбят тебя настоящей.
Психологи рекомендует:
- Научитесь комфортно чувствовать себя «наедине с собой», использовать отсутствие кого-либо рядом для познания своей уникальности, своих духовных потребностей, раскрытия своего творческого потенциала. Чувство одиночества - универсальное переживание, присущее всем людям и необходимое для взросления.
- Совершенствуйте практику общения: научитесь конструктивно вступать в контакт с другими людьми и выходить из контакта, выработайте умение говорить о своих потребностях и слышать о потребностях окружающих. Уважайте личные границы другого и бережно относитесь к собственным психологическим границам. Помните: негативные чувства по поводу одиночества могут возникать из-за недостатка коммуникативных навыков.
- Развивайте навыки контроля над своими эмоциями и действиями в обстановке, в которой вы почувствовали себя одиноким и отвергнутым. Многие неприятные и болезненные ситуации (разрыв дружеских связей, непонимание окружающих, несправедливое отношение к вам другого человека) содержат в себе положительные возможности для вас. Такие ситуации заставляют человека искать оптимальные пути решения важных задач, помогают избавиться от определенных иллюзий, приводят к переосмыслению происходящего и нахождению внутренних личностных ресурсов.
- Обратитесь за помощью к психологу в том случае, если вы длительное время испытываете тягостное чувство одиночества, ощущая при этом беспомощность, снижение самооценки, тревогу.
Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних
Фликер- защити себя в темное время суток!
ПАМЯТКА ВЫБИРАЮЩЕМУ ПРОФЕССИЮ
Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в твоей жизни. Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю. Пользуйся информацией профессионалов. Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений (только равнодушные идут куда придется), реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».
С ЭТОЙ ЦЕЛЬЮ:
Изучи глубже самого себя:
· разберись в своих интересах (что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях.
· Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.
· Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям. Прочти побольше книг, статей, журналов.
Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий.
· Побеседуй с представителями избираемых профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. Продумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически и — действуй!
· Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.
· Сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал.
· Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчив в достижении намеченных целей.
7 ШАГОВ К ВЗВЕШЕННОМУ РЕШЕНИЮ
1. Составить список подходящих профессий.
Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят.
2. Составить перечень требований выбираемой профессии.
- выбираемая профессия и будущий род занятий;
- выбираемая профессия и жизненные ценности;
- выбираемая профессия и жизненные цели;
- выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы;
- выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;
- желательный уровень профессиональной подготовки;
- выбираемая профессия и мои склонности и способности;
- желательные содержание, характер и условия работы.
3. Определить значимость каждого требования.
Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.
4. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий.
Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.
5. Подсчитать и проанализировать результаты.
Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.
6. Проверить результаты.
Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.
7. Определить основные практические шаги к успеху.
Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.
ЛИЧНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН УЧАЩЕГОСЯ
1. Главная цель (что я буду делать, каким буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности).
2. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства).
3. Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, поступление в учебное заведение, подготовительные курсы).
4. Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей).
5. Внутренние условия (свои возможности: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности).
6. Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации основного варианта.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЛАНА:
· определенность, ясность плана (если человек указывает на единственную профессию и соответствующий тип учебного заведения);
· полнота плана (когда учтены все необходимые факторы выбора профессии: направленность интересов, склонностей, способностей, состояние здоровья, уровень образования и т. д.);
· устойчивость плана (во времени, как уверенность в правильности выбора и помехоустойчивость в стремлении к его осуществлению);
· реалистичность плана (как опора на реальные социальные и психологические возможности реализации выбора);
· логическая обоснованность и внутренняя согласованность (как соотнесение склонностей и способностей человека с требованиями профессии);
· моральная оправданность плана (если мотивы профессии относятся к содержанию деятельности);
· согласованность плана с потребностями рынка труда.
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЛАНА
Составляя личный профессиональный план, необходимо:
· определить, какой вид деятельности вам интересен; проанализировать в какой степени выражены склонности к работе в сферах «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек - знаковая система», «человек - художественный образ»; составить формулу интересующей профессии;
· выяснить, работники каких профессий требуются на рынке труда, в городе, районе, где вы живете;
· сопоставить полученные данные и сделать вывод, в какой области профессиональной деятельности вы могли бы работать;
· ознакомиться с интересующими профессиями, беседуя с их представителями, пользуясь профессиограммами, специальной литературой; посоветоваться с родителями; проконсультироваться с врачом;
· соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями избранной профессии;
· узнать содержание интересующей профессии, условия работы, перспективы профессионального роста;
· ознакомиться с возможными путями освоения профессии; побывать в учебных заведениях на «Днях открытых дверей»;
· проанализировать преимущества и недостатки различных путей получения общеобразовательной и профессиональной подготовки.
ПРИНЦИПЫ, КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ЧЕЛОВЕК, ВЫБИРАЮЩИЙ ПРОФЕССИЮ
ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ. Правильно выбрать профессию может человек, четко осознавший:
· что он хочет (осознающий свои цели, жизненные планы, идеалы, стремления, ценностные ориентации);
· что он есть (знающий свои личностные и физические особенности);
· что он может (знающий свои склонности, способности, дарования);
· что от него потребует работа и трудовой коллектив.
ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ. Выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах.
ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил в кружках, секциях, на факультативах; чтение литературы, экскурсии, встречи со специалистами, посещение учебных заведений в «Дни открытых дверей», самостоятельное обращение к психологу или профконсультанту.
ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ. Отражает идею необходимости развивать в себе такие качества, которые нужны для любой профессии. Это — психические процессы (мышление, память, внимание) и следующие черты характера: трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность, самостоятельность, инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость.
ОШИБКИ И ЗАТРУДНЕНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ
1. НЕЗНАНИЕ ПРАВИЛ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ:
· выбор профессии за компанию;
· перенос отношения к человеку на саму профессию;
· отождествление учебного предмета с профессией;
· ориентация сразу на профессии высокой квалификации;
· неумение определить путь получения профессии.
2. НЕЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ:
· незнание или недооценка своих физических особенностей;
· незнание или недооценка своих психологических особенностей;
· неумение соотнести свои способности с требованиями профессии;
3. НЕЗНАНИЕ МИРА ПРОФЕССИЙ:
· увлечение только внешней стороной профессии;
· предубеждение в отношении престижности профессии;
· незнание требований профессии к человеку;
· устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ
Различают следующие степени профессиональной пригодности:
1. Непригодность. Она может быть временной или практически непреодолимой. О ней говорят в тех случаях, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, несовместимые с работой. При этом дело обстоит не обязательно так, что человек не может работать, а так, что работа в данной профессии может ухудшить состояние человека. Противопоказания бывают не только медицинские, но и психологические: те или иные стойкие личные качества будут помехой для овладения определенной профессией.
2. Годность. Характеризуется тем, что нет противопоказаний, но нет и очевидных показаний. Иначе говоря, ни за, ни против. «Можешь выбирать эту профессию. Не исключено, что станешь хорошим работником». Примерно такими словами можно охарактеризовать данную степень профессиональной пригодности.
3. Соответствие. Нет противопоказаний и есть некоторые личные качества, соответствующие требованиям профессии. Например, есть выраженный интерес к определенным объектам труда (технике, природе, людям, искусству) или успешный опыт в данной области. При этом не исключено соответствие другим профессиям. «Можешь выбрать эту профессию. И весьма вероятно, что ты будешь хорошим работником».
4. Призвание. Это высший уровень профессиональной пригодности. Он характеризуется тем, что во всех элементах ее структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям избираемого вида труда. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди своих сверстников, находящихся в равных условиях обучения и развития. «В этой и именно в этой области труда ты будешь наиболее нужен людям».
Чтобы открыть в себе призвание, важно смело «примеривать» себя к самым разным профессиям, необходимо практически пробовать свои силы в разных видах труда.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ПРИ ВЫБОРЕ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Возможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях.
Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы:
· Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?
· По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?
· Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?
· Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)? Платное или бесплатное обучение? Размер оплаты?
· Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования)?
· Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)?
· Какова продолжительность обучения?
· Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?
· Есть ли подготовительные курсы. Когда они начинают работать и какая оплата?
· Когда проводятся «Дни открытых дверей» в учебном заведении?
· Адрес учебного заведения и его полное название?
УСЛОВИЕ ОПТИМАЛЬНОГО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
ХОЧУ — стремления личности (желания, интересы, склонности, идеалы).
МОГУ — возможности личности (состояние здоровья, способности, уровень знаний, характер, темперамент).
НАДО — потребности общества в кадрах, и осознания необходимости затратить определенные усилия для достижения жизненно важных целей.
Планируя свою профессиональную карьеру, полезно ответить на следующие вопросы
· От каких своих умений и способностей вы получаете наибольшее удовлетворение?
· Каковы ваши основные интересы и любимое времяпрепровождение?
· Какие учебные предметы у вас любимые?
· Чем бы вы хотели заниматься каждый день по 8 часов из года в год?
· О какой работе вы мечтаете?
· Каким вы представляете свое занятие через 10 лет?
· Какая работа была бы для вас идеальной? Опишите ее как можно подробнее. Представьте себя на этой работе, с кем вы работаете, как проводите время?
· Каковы ваши критерии выбора профессии? (обязательные и желательные)
· Какие ваши сильные стороны и навыки более всего позволяют вам считать себя подходящим для работы, которая вам кажется идеальной?
· Какие пробелы в своих знаниях и умениях вам необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную для вас работу?
· Если работа, идеальная для вас недостижима в настоящее время, то какую работу вы могли бы выполнять, чтобы продвигаться в избранном направлении?
· С кем можно посоветоваться, чтобы получить полезную для планирования карьеры информацию?
· И, наконец, запишите ваши ближайшие и долгосрочные цели в области карьеры и действуйте.
«Жизнь без табака»: за и против
-
Когда речь идет о курении, каждый считает себя специалистом в этой области, в том числе и подростки. Курящие и некурящие люди приводят множество аргументов в пользу курения и против курения. Наиболее часто встречающиеся аргументы «За» и «Против» курения приведены в таблице.
-
Аргументы «За» курение
Аргументы «Против» курения
Курение успокаивает нервы
От табака становишься зависимым и несвободным
Курение способствует похудению
Курение ухудшает показатели в спорте
Курение дает возможность собраться с мыслями
Курение ухудшает внимание и памяти
Курить – это модно и современно
От курильщиков плохо пахнет
Курение – это интересное времяпрепровождение
У курильщиков зубы становятся желтыми, образуется зубной кариес
Курение – это приятные ощущения
Онкологические заболевания (рак, рак кожи)
Курение повышает собственную значимость в глазах других
Эмфизема легких
Курение – это символ преуспевания в делах и жизни
Сердечно-сосудистые заболевания
Курить – это «круто»
Преждевременное старение кожи
(образование морщин)
Курение позволяет скоротать время ожидания
Синдром «Болезнь Бюргера»
(приводит к ампутации ног
Табак – это однолетнее растение семейства пасленовых, высушенные листья которого после специальной обработки измельчают и используют для курения. В состав листьев табака входит никотин, белки, углеводы, органические кислоты, смолы и эфирные масла. Главная особенность табака, которая отличает его от других растений семейства пасленовых – содержание никотина. В процессе выкуривания сигареты происходит сухая перегонка табака, что сопровождается образованием огромного количества разных продуктов: никотина, угарного газа, цианида водорода, аммиака, синильной кислоты, сажи, 43 известных канцерогена (мышьяка, хрома, бензпирена, нитрозаминов и др.).
Проблема распространения табачной эпидемии остается очень актуальной как во всем мире, так и в нашей республике. Это подтверждают статистические данные – 38% мужчин и 23% женщин в Европе являются курильщиками. Ситуация в нашей стране еще более сложная – среди белорусов курят 64,1% мужчин и 19,7% женщин в возрасте старше 15 лет. Ущерб и смертные случаи, связанные с табаком, - это не только статистика, это трагедия: табак убивает около 4,2 миллионов людей ежегодно, являясь крупнейшей предотвратимой причиной смерти во всем мире.
Никотин относится к алкалоидам – веществам растительного происхождения сложного состава, многие из которых – сильнейшие яды. Это вещество, к которому возникает чрезвычайно сильное пристрастие. Привыкание к табаку и зависимость от него почти столь же сильные, как зависимость от кокаина или героина.
Психологическая зависимость заключается в том, что многократное повторение одних и тех же движений постепенно формирует стойкий рефлекс курения – тогда уже повторение этих движений доставляет курящему особое удовольствие.
Физическая зависимость заключается в том, что если никотин не поступает в организм курильщика, у него развивается состояние абстинентного синдрома (синдрома отмены, «ломка») – острая потребность в сигарете, раздражительность, тревога, беспокойство, снижение концентрации внимания, усиленный аппетит.
Большинство курильщиков начинают курить в подростковом возрасте. Подростки часто начинают курить за компанию, чтобы не быть «белой вороной» – им просто не хватает умения и мужества, чтобы поступать не так, «как все». Существует множество взаимосвязанных факторов, предрасполагающих молодых людей к курению.
К ним относятся:
широкая распространенность и приемлемость потребления табака в современном обществе;
подверженность и уязвимость подростков к рекламе и пропаганде табака;
доступность табачных изделий;
ролевые модели курящих взрослых – родителей, учителей, кумиров;
возрастные особенности подросткового периода – любопытство, склонность к экспериментам, желание продемонстрировать свою самостоятельность и независимость, подверженность влиянию курящих сверстников.
Результаты проведенных научных исследований проблемы курения убедительно свидетельствуют, что люди, начинающие курить в детском или подростковом возрасте (таких среди курящих более 70 %) и продолжающие курить 20 и более лет, проживут в среднем на 20-25 лет меньше тех, кто никогда не курил. Причинами смерти у них являются не только такие тяжелые заболевания как рак легких или ишемическая болезнь сердца.
Из письма курящему сверстнику:
«Мой дорогой друг! Ты находишься в самом прекрасном возрасте. И меня волнует, что ты уже куришь, так как я понимаю, что это огромная проблема, но и ее можно решить. Для меня курящий подросток напоминает маленького зверька, загнанного в клетку, в темном помещении, потому что он этой дурной привычкой затемняет все прелести жизни, губит не только своё здоровье, но и душу ломает, пусть по щепочкам свою судьбу. Мне кажется, что ты начал курить потому, что хочешь показаться взрослее и круче, а может от безысходности, от проблем, сложившихся в твоей жизни. В настоящее время я бросила курить и для меня это счастье, так как не надо трястись от страха, когда ты стоишь и куришь, каждый раз думать, где взять деньги на пачку, и просто, поверь мне, жизнь стала проще».
Выдержка из Уголовного Кодекса Республикик Беларусь
ГЛАВА 20
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ
ИЛИ ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ
Статья 166. Изнасилование
1. Половое сношение вопреки воле потерпевшей с применением насилия или с угрозой его применения к женщине или ее близким либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей (изнасилование) – наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.
2. Изнасилование, совершенное повторно, либо группой лиц, либо лицом, ранее совершившим действия, предусмотренные статьей 167 настоящего Кодекса, либо изнасилование заведомо несовершеннолетней – наказывается лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет.
3. Изнасилование заведомо малолетней или изнасилование, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей, либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия, – наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.
Статья 167. Насильственные действия сексуального характера
1. Мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, совершенные вопреки воле потерпевшего (потерпевшей) с применением насилия или с угрозой его применения либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего (потерпевшей), – наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.
2. Те же действия, совершенные повторно, либо лицом, ранее совершившим изнасилование, либо группой лиц, либо в отношении заведомо несовершеннолетнего (несовершеннолетней), – наказываются лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет.
3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные в отношении заведомо малолетнего (малолетней), либо повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего (потерпевшей), либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия, – наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.
Статья 168. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста
1. Половое сношение, мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, с лицом, заведомо не достигшим шестнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 166 и 167 настоящего Кодекса, – наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на тот же срок со штрафом.
2. Те же действия, совершенные лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей статьей, статьями 166 или 167 настоящего Кодекса, либо лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию, содержанию, обеспечению безопасности жизни и здоровья несовершеннолетнего, либо группой лиц, – наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.
Статья 169. Развратные действия
1. Развратные действия, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении лица, заведомо не достигшего шестнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 166, 167 и 168 настоящего Кодекса, – наказываются арестом или лишением свободы на срок от одного года до трех лет.
2. Те же действия, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, – наказываются лишением свободы на срок от трех до шести лет.
Статья 170. Понуждение к действиям сексуального характера
1. Понуждение лица к половому сношению, мужеложству, лесбиянству или совершению иных действий сексуального характера путем шантажа, угрозы уничтожением, повреждением или изъятием имущества либо с использованием служебной, материальной или иной зависимости потерпевшего (потерпевшей) – наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
2. То же действие, совершенное в отношении заведомо несовершеннолетнего (несовершеннолетней), – наказывается лишением свободы на срок от трех до шести лет.
Статья 171. Организация и (или) использование занятия проституцией либо создание условий для занятия проституцией
1. Организация и (или) использование занятия проституцией другим лицом либо предоставление с корыстной целью помещения (места) лицом, заведомо знавшим, что это помещение (место) будет использовано для занятия проституцией, или организация и (или) содержание притона для занятия проституцией при отсутствии признаков более тяжкого преступления – наказываются лишением свободы на срок от трех до пяти лет со штрафом.
2. Те же действия, сопряженные с вывозом за пределы государства лица для занятия проституцией, либо совершенные должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей статьей, статьями 171<sup>1</sup>, 181 или 181<sup>1</sup> настоящего Кодекса, либо с использованием для занятия проституцией заведомо несовершеннолетнего, либо совершенные организованной группой, – наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества.
Примечание. Под использованием занятия проституцией понимается извлечение лицом материальной или иной выгоды от добровольного оказания другим лицом за вознаграждение услуг сексуального характера (половое сношение, мужеложство, лесбиянство и иные действия сексуального характера).
Статья 171<sup>1</sup>. Вовлечение в занятие проституцией либо принуждение к продолжению занятия проституцией
1. Вовлечение в занятие проституцией либо принуждение к продолжению занятия проституцией – наказываются лишением свободы на срок от одного года до трех лет со штрафом.
2. Те же действия, совершенные повторно, либо с применением насилия или с угрозой его применения, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 171, 181 или 181<sup>1</sup> настоящего Кодекса, либо лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении заведомо несовершеннолетнего, – наказываются лишением свободы на срок от трех до пяти лет со штрафом.
3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные родителем, педагогическим работником или иным лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, в отношении заведомо несовершеннолетнего либо организованной группой, – наказываются лишением свободы на срок от семи до десяти лет со штрафом.
КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О БРАКЕ И СЕМЬЕ
Статья 189. Право на защиту.
Каждый ребенок имеет право на защиту своей личности, чести и достоинства от любых видов эксплуатации и насилия: экономических, сексуальных, политических, духовных, моральных, физических, психологических.
Ребенок вправе обратиться за защитой своих прав и интересов в органы опеки и попечительства, прокуратуру, а с четырнадцати лет - и в суд, а также осуществлять защиту прав и интересов через своих законных представителей.
Телефоны "Доверия"
(экстренной психологической помощи в Республике Беларусь)
Регионы |
Телефон |
Время работы |
Республиканская «Детская телефонная линия» |
801-100-1611 |
круглосуточно |
Минск |
||
Для взрослых |
(017) 352-44-44 |
круглосуточно |
(017) 304-43-70 |
круглосуточно |
|
Для детей и подростков |
(017) 263-03-03 |
круглосуточно |
Минский областной клинический центр «Психиатрия-наркология» |
(017) 202-04-01 |
Круглосуточная служба экстренной психологической помощи «Телефон доверия» |
Гродненская область |
||
Гродно |
170 (с городского телефона г. Гродно) (0152) 75-23-90 |
08.00 – 24.00 |